13.01.2025

Пётр Ильинский: Размышления об осознавании времени в древности

Пётр Ильинский

Размышления об осознавании времени в древности

Цель этого небольшого экскурса – не пересказ работ выдающихся учёных (на которых мы всё же будем ссылаться), а приглашение к размышлению о восприятии времени древним – и не таким уж древним человеком. Кажется логичным, что для человека-ещё-почти-животного основным временем было цикличное: в силу чередования дня и ночи (биологическая активность, безопасность), а также времён года (доступность пищи, температура окружающей среды и проч.). Кажется уместным предположить, что и линейному времени очень скоро было в этом мире место – как только в силу повторных событий (напр., удачной охоты) появились излишки пищи, то стало возможно предсказать, на какое время этой пищи хватит. Вот тут-то речь могла зайти об отрезках времени, более длинных, чем малое (до пяти) количество дней, и значительно меньшее, чем время года и даже месячный цикл, то есть предшественнику наших недель. Хотя скорее всего, полный месячный цикл, скорее всего предшествовал своему дроблению – ведь для того, чтобы чётко уяснить фазы луны, нужны были более длительные и повторные наблюдения, на которые мог сподобиться уже человек оседлый. Доказать это невозможно, но скорее всего, тот же ход мыслительных событий имел место в отношении и солнечного года – вряд ли его важность была доступна охотникам-собирателям, до таких обобщений подняться может лишь земледелец. И не только из-за рода своих занятий, а потому, что у него в силу безопасности общины и накоплению излишков пищи появляется время вечерами глядеть на небо (что интересно, жители Древнего Междуречья и Мезоамерики использовали для общения с верхним миром жилища и здания примерно одинаковой структуры: одноэтажные дома с плоскими крышами и пирамидальные сооружения, состоявшие из нескольких платформ). И вот тут, с одной стороны, возникает лунно-солнечный календарь (нельзя исключить, что вначале он был чисто лунным, но очень скоро его дефекты стали древним хорошо понятны), а другой стороны, вместе с письменностью возникает и формализуется линейное время. Кстати, календарь тоже формализовался не одномоментно – см. например окказиональные названия месяцев у шумеров: «месяц, когда коза кричала» или «месяц, когда бараны Нингирсу рогами своими сшиблись» (Емельянов, 2020). В самом деле, зачем, насколько мы понимаем, были нужны самые древние письменные знаки – для формализации деловых трансакций, в том числе отношений «должник-заимодавец». И вот тут-то стало необходимым определить время отдачи долга (тем более, если он отдавался по частям). Ну, а так как все эти события примерно совпали с возникновением первых городов-государств, то счёт годов вёлся по именам правителей, внутри которых числа не могли достичь слишком большой величины, поэтому на начальном периоде истории человечества это было относительно удобно (такой порядок сохранился в тех культурах, где государственная власть имеет сакральный характер, напр. древний и средневековый Китай). Здесь заметим, во-первых, что календарь майя был, во-первых, по некоторым параметрам точнее ближневосточного (по крайней мере, астрономы майя заметили, что 1517 лет в их исчислении совпадают с 1518 периодами обращения Земли вокруг солнца), а во-вторых, что они же достигли вполне современных стандартов в восприятии линейного времени, а именно научились давать названия будущим годам, иначе говоря, «распрямили» цикличное время, сделав наибольшие из циклов размером в несколько веков и определив «начало времён», точнее начало нынешней эпохи, павшее на 3114 г. до н. э. (Morley, 1956; Bricker and Bricker, 2011), чего человек древневосточный делать не умел, а, может быть, просто считал неважным, хотя отправная точка этого отсчёта (Сотворение Мира или Всемирный Потоп) у него тоже была. По-видимому, средиземноморско-ближневосточная часть человечества сроднилась с линейным временем только к середине I тыс. до н. э., когда начало его истории было чётко определено (Древняя Иудея) или реперные точки стали менее легендарными, почти ощутимыми (Греция, Рим). И примерно тогда же человек начинает задумываться о будущем, сначала только личном, свидетельством чего является развитие астрологии в Ассирии и Вавилонии и размышления древних греков о роке. Но это уже не имеет никакого отношения ко времени и его восприятии. Если мы только не говорим о конкретном его отрезке, данном каждому из нас.

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.