29.03.2024
Анна Горбань

Анна Горбань: Три ловушки творчества

Анна Горбань

Три ловушки творчества

Базовые предубеждения на пути становления творческой личности и развитии
индивидуальности; их влияние на рефлексию результатов собственной деятельности и
искусства в целом.

Сначала художник рисует просто и плохо. Потом сложно и плохо. Потом сложно и
хорошо. И только потом просто и хорошо
Репин Илья Ефимович

О творчестве и его путях уже написано слишком много разного, начиная от
платонических рассуждений о творчестве и ремесле, заканчивая экзерсисами Выготского,
Пиаже и многих других. Не говоря уже о попытках исследовать и разделять творчество и
креативность, влияние креативной мысли на развитие интеллекта в целом, а творчества —
на решение задач в любой области человеческой деятельности.
Поэтому так важно определить позицию, с точки зрения которой рассматривается этот
феномен. И мне, как профессиональному художнику, интересно порассуждать вместе с
вами не о путях и ритмах творчества, как вещи в себе, а о ритмичности становления
творческой личности, в частности – художника, в его филогенетическом развитии от
начала профессии до вершин мастерства и о ловушках, поджидающих творца на пути его
развития.
Если интервьюировать коллег-художников о том, что такое творчество и зачем/для чего
оно им нужно, большинство из них не говорит ни о результате этой деятельности, ни о
процессе, а об общем ощущении внутреннего зуда. И это ощущение воспринимается как
нечто неприятное, но требующее внешнего выражения в акте сотворения чего-либо.
Неудивительно, что некоторые психологические, да и искусствоведческие школы
приписывают желание творить – фрустрации, или даже неврозу, а основным отличием
творчества от ремесленничества называют наличие катарсиса, по сути – функциональной
разрядки. Так, посылом к процессу творчества считается нечто, что ощущается
независимым от воли творца, будь то Феолепсия, фрустрация, или вдохновение.
Из этого представления зародилось множество социальных мифов: о «избранности
профессией», о «стигме неудовлетворенности результатом», превознесение страдания,
как неотъемлемой части созидания. Каковы бы ни были причины возникновения этого
«зуда», в профессиональные творцы идут, по большей части, из трагедии немоты – в
поисках языка выражения обуревающих чувств и идей. Давайте рассмотрим три ловушки,
которые встречаются на этом пути но, парадоксально, способствуют росту того, кто может
их преодолеть.
1) Ловушка красоты.
При уже внутренне оформленной тяге к самовыражению, у любого начинающего творца
отсутствует условная «насмотренность» — количество образцов предыдущих способов,
подходов и методов, достаточное для понимания своей предметной области. И нет
более строгих критиканов, чем начинающие художники. В отсутствии внешних
референтов, единственным препятствием на пути создания прекрасных произведений
искусства, кажется отсутствие технических способов реализации идей. Но вкус и
понимание эстетики, в отличии от этологического восприятия пропорций, качества не
врожденные. Более того, эстетика искусства прямо противоречит физиологической
чистоте восприятия и константна временным рамкам культуры. В своем естественном
развитии, человек, психически находящийся в вилке нормы, в определенный момент
отходит от чистой перцепции в сторону упрощения образа, «схлапыванию»
рядоположенных физических объектов в замещающий знак. Эстетика же не имеет
отношения ни физической реальности, ни к перцептуальному знаку, а отображает
присущее времени знание «как мы думаем о том, как мы воспринимаем объект».
Фактически, эстетика, как идеология и поиск форм прекрасного, прямо противоречит
восприятию и желанию красоты.

Этот период развития творца опирается на рефлексию бытия – соотнесения актов и
содержания чувств в собственном сознании с их внешней обьективацией.

2) Ловушка мастерства
Итак, в поисках средств самовыражения, творец так или иначе, в большей или меньшей
степени приходит к необходимости профессионализации – легитимному освоению
инструментальной основы, позволяющей достичь желаемого результата. И практически
всегда попадает в ловушку подмены творческого процесса техническими средствами его
овеществления. Особенно этот этап выражен именно в гуманитарных профессиях,
поскольку в них обучение мастерству осуществляется через разбор и усвоение комплекса
стилистических приемов. Основа же мастерства в художественном мире – вопрос
договоренностей о нормах и правилах передачи образа зрительного восприятия. Как
пример, принципы гармонии и перспективы, сформированные в период Квадроченто,
основаны на математических и геометрических выкладках древних греков. И в этот же
период самоидентификация художников происходит по их цеховой принадлежности.
Опираясь на принцип филогенеза в онтогенезе, художник в период обучения проживает
средние века истории искусств. Этот период характерен акцентуацией на процесс, в не на
результат, что тоже является источником своеобразной творческой мифологии:
«набросок всегда лучше оригинала», «учись получать удовольствие от процесса».
Это необходимый период рефлексии средств, с помощью которых был достигнут тот или
иной результат, вторичная интенция, с помощью которой осознается и механизируется
использование способов выразительности.

3) Ловушка оценки.
Как говорил Пабло Пикассо: «половина жизни мне потребовалась, чтобы начать
рисовать, как ребёнок.» И, хотя это высказывание противоречит тому, как рисуют дети
реальные, сам посыл великого художника понятен. Действительно индивидуальное и
неординарное творчество становится возможным именно в тот момент, когда обретенные
насмотренность и мастерство трансформируются в знание бессознательное. И здесь
возникает следующая ловушка. Чем сильнее творец стремится к индивидуальному
самовыражению, тем сложнее найти критерий оценки результатов своего творчества. В
определенный момент, опора на уже накопленную «библиотеку» знаний перестает быть
актуальной, поскольку так возможно либо развивать одну из ранее сформировавшихся
тенденций, либо искусственно им противоречить. К сожалению, художник не Бог, который
создав сущее сказал «И это хорошо». Оценка и ее критерий, применимо к результатам
деятельности, является необходимым условием как развития, так и движения в целом. И
в недостаточности внутреннего референта, творчеству необходимо внешнее признание.
Что ведет к вопросу как и о социализации творца, так и о том, совокупность чьих мнений
является достаточной для того, чтобы результат акта творчества был признан предметом
искусства.
Этот период – период рефлексии сознания, осознание себя субъектом трансляции своего
внутреннего мира для его преобразования.

В каждой из этих ловушек возможно застрять на пути к самовыражению. Остаться
графоманом в первой, прекрасным копиистом или признанным салонным мастером во
второй, непризнанным гением в третьей. Или вообще отказаться от этих контрапунктов
творчества, выбрав другой путь реализации внутренних потребностей. Важно быть
осведомленным о том, что любая ловушка, при использовании необходимых средств ее
преодоления, является не препятствием, а периодом формирования очередной опоры
для дальнейшего развития и раскрытия индивидуальности.

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...