27.04.2024
Вита Штивельман

Вита Штивельман: «Мо-Мо феномен»: гуманитарный прототип технической коммуникации

Мужчина не мог ничего понять не потому, что он был глупее женщин, а потому, что этот элемент — шпильки — лежит вне его способов коммуникации с внешним миром, вне его протоколов.

Вита Штивельман

«Мо-Мо феномен»: гуманитарный прототип технической коммуникации

Есть у Мопассана один рассказ — пикантный, как многое у него. У одного мужчины были две любовницы. Женщины приходили к нему домой, но друг о дружке не знали. И вот однажды во время такого визита одна из любовниц увидела на подушке шпильку — и шпилька была не её. (Ах времена сложных причёсок, у каждой женщины в волосах шпильки, у каждой — свои…). А тут — воткнулась в подушку шпилька — чужая. Что бы сделали многие из нас в такой ситуации? Наверное, устроили бы скандал. Но ведь это француженка! Ни слова не сказав любовнику, вообще не дав понять, что она что-то заметила, она вынула из волос свою шпильку и воткнула рядом. Очень внятное послание другой женщине: ты здесь не одна, моя голова тоже бывает на этой подушке. Соперница оказалась не промах. Она всё видела, поняла, ничем своего понимания не обнаружила и — снова воткнула свою шпильку в подушку, но уже по-другому: накрест. Вполне ясный ответ: я не собираюсь сдавать эту позицию. Одним словом, между двумя дамами завязалась своеобразная шпильковая переписка. Они умудрились даже условиться о встрече и потом подружились. Мужчина, этот счастливый обладатель двух прелестниц, ни о чём не догадывался. Он так ничего и не узнал бы, но в какой-то момент одна из женщин рассказала ему.

Мужчина не мог ничего понять не потому, что он был глупее женщин, а потому, что этот элемент — шпильки — лежит вне его способов коммуникации с внешним миром, вне его протоколов. Протоколом в технике называется система сообщений; система, позволяющая двум объектам обмениваться информацией. Сюда входят сигналы, способы распознавания сигналов, средства передачи сообщений. Переводя мопассановский сюжет на язык техники, можно сказать, что такое устройство, как женщина, поддерживает шпильковый протокол, а мужчина — нет. У мужчин свои протоколы, другие.

В широком смысле протоколом можно считать даже человеческий язык. Только это было бы кощунственно: мы на нём стихи пишем и в любви объясняемся. Протоколы — это костяк современной телекоммуникации, всей этой науки и индустрии. Что это за область? Коммуникация — это сообщение, связь; теле — от греческого слова «далеко». Древнегреческий Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, получил своё имя как «далеко сражающийся».

Первым техническим «далеко» был телеграф. Сэмюэл Морзе, американский изобретатель и художник, придумал удобную шифровку. С помощью электрической сети её можно было передавать очень быстро на огромные расстояния. Промышленный телеграф появился в 1838 году. Просуществовал он долго, но перестал быть пиком технологии, когда началась эпоха телефона. Первый в мире телефонный разговор состоялся в 1876 г. в городке Брентфорд — это около 100 километров от Торонто. Александр Белл, американский учёный шотландского происхождения, заметное время жил и работал в Канаде. Первые слова, произнесённые по телефону, были ‘Ватсон, приходи. Ты мне нужен здесь’. Белл обращался к своему помощнику, который находился на другом конце провода в соседней комнате. Белловский телефон не звонил, а свистел. Звонок появился позже, за ним укрепилось название зуммер — немецкое слово. Атрибуты телефона «разобраны» всеми видами искусств на символы и метафоры. И зуммер тоже. У Арсения Тарковского есть стихотворение, начинающееся словами

Я бессмертен пока я не умер
И для тех кто ещё не рождён
Разрываю пространство как зуммер
Телефона грядущих времён

Александр Белл ни разу не позвонил своей матери и своей жене: обе они были глухими. Может быть, именно поэтому однажды он произнёс пророческую фразу: «Настанет день, когда человек увидит изображение того, с кем говорит по телефону». Почти 100 лет телефоны были аналоговые, в 60-х годах XX века появились цифровые. То есть звуковые сигналы преобразуются в биты информации, передаются через каналы коммуникации, а потом преобразуются обратно в звук.

Всё это стало возможным с появлением компьютеров и компьютерных сетей. Компьютерная сеть — это множество устройств, которые обмениваются информацией. Эти устройства умеют понимать друг друга: они поддерживают стандартные протоколы или системы сигналов разработанные именно для этой сети.

В начале моего рассказа была французская история, а теперь иллюстрацией будет английская. У Сомерсета Моэма есть серия колониальных рассказов: во времена британского владычества в колониях, вдали от цивилизации, жило немало англичан, с ними происходили необычные события. В одном рассказе сюжет следующий. Где-то на острове в Тихом океане живет английский управляющий — лондонский аристократ. Судьба забросила его в эту глушь управлять туземцами. Ему прислали помощника для работы — человека туповатого и грубого. Они страшно не поладили. Был, например, такой эпизод.

Начальник, приверженец английского порядка, сделал всё, чтобы приблизить свою островную жизнь к лондонской. Он устроил так, что каждое утро слуга подавал ему кофе с булочкой и — утреннюю газету. Как это возможно? Кофе и даже булочка — понятно, но ежедневная газета? Почта приходила на корабле только раз в три месяца и привозила пачку газет…

А этот аристократ сделал вот что: он велел своему бою, чтобы тот каждый день брал с верха этой пачки одну газету и подавал ему вместе с кофе. Таким образом у него была ежедневная утренняя газета. Конечно, с задержкой на три месяца, но это не беда.

Этот любитель утренних ритуалов придумал — опередив своё время — принцип современного интернет-протокола. TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol) работает именно так. Только пересылаются не физические газеты, а виртуальные пакеты информации. Пересылка занимает не три месяца, а секунды. В упакованных газетах не видно содержание, видно только число — и точно так же в пакетах интернет-протокола. Этот принцип называется инкапсуляция (от слова капсула): спрятать всё содержание, открыть только то что нужно. В протоколе открыт идентификатор пакета, как в газете дата выпуска. И конечно, очень важно, чтобы пакеты информации приходили в том же порядке, в каком отправлены. Иначе всё путается, тогда мы сердимся и кричим «чертов комьютер!». Именно такое расстройство — только большее — устроил незадачливый помощник своему начальнику. Он пришёл в кабинет к начальнику, а того не было на месте. На столе лежала нераспечатанная пачка газет: только что был корабль и привёз почту. Газеты! Новости из Лондона! Недолго думая, помощник открыл пачку и стал вытаскивать газеты одну за другой — ему хотелось узнать, чем закончился один светский скандал, который разразился, когда он уезжал. Начальник, когда появился в кабинете и увидел это, пришёл в ярость. «Вы открыли мою почту! Как только вы не открыли моих писем!» Помощника он выгнал, стал складывать газеты, но удовольствие было уже испорчено.

Потом этот помощник сделал много ошибок. И каждый раз так же: не специально, но из-за совершенно наплевательского отношения к нуждам и чаяниям других людей. Туземцы, которыми он призван был управлять, просто возненавидели его. Они решили его убить. Начальник, который хорошо знал туземцев и вникал в их жизнь, видел, что готовится убийство. Видел — и никак этому не помешал: туземцев не остановил и помощника не предупредил. Так этого помощника и убили. Жаль его, конечно, но он сам виноват. Человек он был злобный, грубый, а главное — совсем не понимал значения протоколов коммуникации в нашей жизни…

Источники

(1) Ги де Мопассан, «Шпильки» (в другом переводе «Булавки»)

(2) Сомерсет Уильям Моэм, «На окраине империи»

(3) Alexander Graham Bell | Biography, Education, Telephone, Inventions, & Facts | Britannica

Loading

12 комментариев для “Вита Штивельман: «Мо-Мо феномен»: гуманитарный прототип технической коммуникации

  1. Разница протоколов мужчин и женщин увеличивает шанс выживания человечества.

  2. Благодарю Виту Штивельман за интереснейшее эссе. Захотелось дополнить рассказом Ги де Мопассана, упомянутом в нем. Ссылка ниже.

    1. Хочу ещё раз отметить замечательные декламации Ильи Змеева.
      Рассказ Мопассана «Шпильки» / «Булавки», на который я ссылаюсь, нередко путают по названию с другим рассказом «Шпилька». На этот текст у Ильи есть более ранняя декламация, и тоже совершенно прекрасная.

      https://youtu.be/7TtZTzAgI7Q

      Просто наслаждение слушать!

  3. Дорогая Вита, с большим интересом прочитал Вашу статью «Мо-Мо феномен»: гуманитарный прототип технической коммуникации. Мой вопрос: по каким более строгим (математическим) критериям, признакам, факторам можно оценить наличие тех. коммуникации в произведениях искусства: прозе, поэзии, живописи, музыке, танце? Я попытался это сделать для русской поэзии в книге «От Пушкина до поэтов 21 века. Сопоставительный анализ поэтического языка в цифровую эпоху», изд. «Языки славянских культур», 2022. Интересо узнать Ваше мнение: https://www.litres.ru/book/ya-m-margolis/ot-pushkina-do-poetov-xxi-veka-sopostavitelnyy-analiz-poetic-68061301/

    1. Дорогой Яков, спасибо за отзыв!
      Мне кажется, чётких критериев оценки нет, здесь всё зависит от восприятия и интерпретации.

      В качестве иллюстрации приведу довольно давнее событие.
      Я основала свой клуб физиков и лириков EtCetera больше 10 лет назад, и одна из первых наших встреч называлась «В гостях у музы Урании». (Тему о космосе в искусстве предложил профессор Одесского университета Олег Мандель. Его уже нет с нами, увы…) Была замечательная поэтическая программа, и стихов на космическую тему оказалось больше, чем кто-либо мог вообразить.
      Я, например, читала «Мир электрона» Брюсова и ещё что-то. Но ведь каждое стихотворение, где упоминаются луна, звёзды, солнце — каждое в каком-то смысле космическое, верно?

      Тема вашей книги очень интересна, непременно надо ознакомиться, спасибо.

      1. Эссе Виты Штивельман подвигло меня на прочтение рассказа Ги де Мопассана. Благодарен Вите за интереснейший материал.

      2. Вита, Вы правы: каждое стихотворение, где упоминаются луна (особенно, её обратная сторона) и звёзды, в каком-то смысле космическое! И на этих звёздах живут, ушедшие от нас люди. Как писал Иосиф Бродский: «Но скоро, как говорят, я сниму погоны, и стану просто одной звездой». Об этом моя новая книга «Блуждающий среди звёзд», изд-во «Семь искусств», 2023, см. ссылку:
        https://www.lulu.com/shop/mark-jakovlev/wandern-zwischen-den-sternen-color/paperback/product-qepq6n.html?page=1&pageSize=4

        1. Спасибо, Марк!

          У Бродского множество отсылов к космосу, и есть очень неординарные:
          «…номера телефонов прежней и бегущей жизни, слившись, дают цифирь астрономической масти».
          Вижу в аннотации к вашей книге, что вы считаете живущими на звёздах не только литераторов, но и других великих деятелей искусства. Согласна, и я бы даже расширила этот тезис. На звёздах живут наши любимые люди, ушедшие от нас…

          1. Уточним: на звёздах живут ДУШИ любимых людей, ушедших от нас…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...