Людмила Беккер
Тезисы к докладу “Феномен города”- Ритмы и Полифония в музыкальном искусстве
- Вступление
Отличие полифонии западно-европейской классической музыки от
хорового многоголосия в народной музыке
Контрапункт в музыке и архитектуре: аналогия и различие
Ритм в музыке и архитектуре: аналогия и различие
- “Наступление города”
Средневековыe города, в которых появились первые образцы полифонической музыки:
Винчестер, Англия
Сохранилась маленькая, но довольно толстая книга, известная под названием Винчестерский Тропер. Рукопись, написанная кантором Винчестерского Кафедрального Собора в 20-х годах 11-ого века, содержит коллекцию полифонической музыки для литургического песнопения.
Города Аквитании, Франция
Бордо, столица, и окружающие его города
Следующей вехой развития полифонии нового типа, organum, становится так называемая Аквитанская полифония. Главным собором в этом регионе является Бордоссский Кафедральный собор.
Париж, Франция
В 12-13 веках при Соборе Парижской Богоматери создается школа полифонии Нотр-Дам. Имена первых композиторов этой школы известны истории музыки, это Леонен и Перонен. Композиторы этой школы разработали Ритмические Режимы, которые установили закономерности длинных и коротких длительностей, записанных в виде единой фигуры , называемой “лигатурой”, первая последовательная система ритмической записи. Заслугой этой школы является разработка Модальной нотации, которая подготовила почву для современной “мензуральной нотации”.
В 13 веке добавление голосов осуществлялось посредством вкрапления светского поэтического текста к существующему духовному тексту, тексты в добавленных голосах исполнялись на ритмические пассажи органума, Так появились 3х-голосные мотеты. Интересно, что в каждом голосе исполнялись разные тексты, иногда на разных языках. Одним из известных французских композиторов 14 века был Guillaume de Machaut, который был и замечательным поэтом.
Теоретики музыки Jacques of Liege и Johannes de Muris использовали архитектурные метафоры в своих трактатах для объяснения аспектов музыкальной композиции.
За весь период развития средневековой полифонии расширялась география ее применения. Если посмотреть на карту , то это города Испании, Бельгии и Нидерландов.
- Эпоха Возрождения в Италии, 15 век
Главным достижением эпохи Возрождения в области развития полифонии в музыке является Месса. Мелодией для каждой части Мессы могла быть как духовная так и светская песня, а метод ее появления по голосам назывался “Пародией”, но не в юмористическом смысле, а как имитация. Самая известная Месса 15 века написана композитором Josquin des Prés на Грегорианский хорал со словами “Pangue Lingua”.
Традиция религиозной полифонической музыки продолжается далее в 16 веке.
В Италии музыкальным центром становится Флоренция
Реформация церкви в Германии в 16 веке
Параллельно с подъемом музыкального искусства в католической Италии в Германии происходит реформация церкви.
Мартин Лютер, автор Реформации церкви, был музыкантом.Его огромная коллекция мелодий легла в основу создания Гимнов для Новой Протестантской Церкви.
Протестантская церковь формирует новые формы духовной музыки в Германии.
Полифония приникает из духовной музыки в светскую.
Лондон — музыкальный центр Англии в 15-16 веках
Для исполнения полифонической музыки в городских церквях возникла необходимость в расширении сети хоральных певческих институтов, которые обучали искусству пения новой литургической музыки.
- Стиль Барокко, начало истории европейской классической музыки периода с 1600-1750 годов.
Развитие контрапункта- главное достижение в истории полифонической музыки. Вершиной развития контрапункта становится творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).
Контрапункт становится важным теоретическим предметом для изучения в профессиональном музыкальном образовании.
Музыкальное развитие полифонической музыки продолжается в странах и городах ее основания, но центром ее распространения становится Германия.
В России полифония начала развиваться в Новгороде в 17 веке
- Стиль Классицизм, середина 18 века — начало 19 века
Вена столица музыкального искусства в Европе
Создание “Школы Венского Классицизма”.
Ф.Гайдн, В.Моцарт и Л.Бетховен
Контрапункт становится основанием, на котором развивается новый элемент классической музыки- Гармония.
Полифония трансформируется в Гомофонию, при этом органично обогащает ее.
- Романтизм, 19 век- начало 20 века
Расширение географии городов, ставшими центрами музыкального искусства.
Композитор Феликс Мендельсон возвращает на сцену исполнение “Страстей по Матфею” И.С.Баха.
В 1843 году им основана первая консерватория в Пруссии в Лейпциге, где контрапункт один из обязательных теоретических предметов. Антон и Николай Рубинштейн следуют традициям Лейпцигской консерватории, основав первые в России консерватории, в Петербурге и Москве.
Развитие городского транспорта и железных дорог,- эмоции и вдохновение для композиторов, а также способ рекламировать оперные спектакли и концерты.
Звуки города — ритмический контрапункт в палитре музыкальных звуков программной музыки
Современная музыка, Модернизм. 20 век — до настоящего времени
Под воздействием мировоззрений и учений о социальном неравенстве в обществе и, как результат, революций и войн происходит раскол во взглядах на искусство среди музыкантов и архитекторов.
Формируется новое восприятие образа города и соответственно меняются взгляды на то, как город должен развиваться.
Два главных подхода Реконструкция( обновление и улучшение существующих исторических зданий) и Реновация (разрушение старых зданий и строительство современных) разделяют мнения архитекторов на градостроительство.
Музыкальное искусство зеркальное отражение феномена города.
Противостояние в музыке между сторонниками существующей Тональной системы, которая накопила богатое наследие огромных достижений, и сторонниками Атональной музыки, на основе которой композитор Арнольд Шенберг сформировал новую музыкальную систему Додекафонию. Новая музыкальная система своего рода манифест равноправия, свободы и независимости. Не случайно додекафонию поддерживали европейские композиторы еврейского происхождения.
Ритмы и ритманализ Анри Лефевра, французского философа марксистских взглядов.
Исследование городских ритмов и контрапунктов сформировало определение: “музыкальные города” 21-ого века.
Вывод: В динамике исторического развития, как в музыкальном искусстве так и в архитектуре градостроительства, со временем поменялось определение слова “контрапункт.” Урбанизм, занимаясь планированием городского пространства, рассматривает “музыку” как ее неотделимую часть в полифонической партитуре города.
Отмена определения различий между “музыкальным звуком” и “шумом” сформировала представление о новом типе полифонической партитуры “музыкального города”, автором которой является не композитор, а дизайнер-урбанист.
Вечный спор за первенство среди искусств между Архитектурой и Музыкой продолжается, но на самом деле оба великих искусства все более сближаются.
Архитектура становится музыкой, а Музыка архитектурой.