Игорь Мандель
Контрапункт рационального и эмоционального в живописи: катарсис через противоречие
Аннотация
Живопись апеллирует к двум полушариям головного мозга зрителя, которые отвечают за эмоциональную и рациональную компоненты мышления. Между ними нет непреодолимой границы, но, однако, и отличаются они друг от друга очень значительно, что каждый может засвидетельствовать на собственном опыте. Как и любое искусство, живопись, в отличие от науки, озабочена больше всего эмоциями. «Дух захватывает», когда видишь автопортрет Рембрандта или «Подсолнухи» Ван Гога, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля или «Водяные лилии» Моне. В восприятии этих и других замечательных работ наше рациональное мышление почти не участвует, мы погружаемся в них примерно как в стихию сонаты Бетховена.
Есть, однако, искусство, в котором рациональное резко доминирует, где весь смысл произведения направлен лишь на донесение некой мысли. Тогда, в удачных случаях, это может привести, например, к блестящей карикатуре. В ней собственно живописное мастерство играет сравнительно малую роль, а выдумка, остроумие, понимание ситуации и тому подобное — основную.
И есть, наконец, такое искусство, в котором сочетаются эмоциональное и рациональное, высокий живописный профессионализм и глубокая мысль — именно такое искусство будет предметом доклада. В нем само живописное мастерство служит субстратом авторской идеи; без него сама идея не могла бы быть выражена. В этом смысле в нем достигается «катарсис», в котором снимаются типичные противоречия между эмоциональным и рациональным и произведение воспринимается как мощная метафора, суть которой нельзя выразить только словами (как в карикатуре) — необходимо глядеть на саму картину, на изображение со всеми его деталями. Его можно с некоторой условностью назвать «интеллектуальным искусством» (ИИ). По какой-то не очень мне понятной причине оно обычно не рассматривается в искусствоведении под таким или подобным углом зрения. Ближайший по смыслу термин «концептуальное искусство» имеет очень небольшую зону пересечение с ИИ, но скорее затуманивает, чем проясняет ситуацию (о чем также будет сказано в докладе).
В докладе будут разобраны произведения различных авторов и выделены характерные признаки интеллектуального искусства (около десяти), которые убедительно показывают, что такое искусство нельзя успешно имитировать, что оно не подлежит классической сериализации и унификации (как практически любые «течения», от кубизма до сюрреализма), равно как и генерации современными системами искусственного интеллекта. Несмотря на сравнительную редкость ИИ, уже в одном этом заключается его огромное значение в духовной культуре человечества.