18.04.2024
Ольга Балла

Ольга Балла-Гертман: Неявные ритмы / предритмия во фрагментарной прозе / микропрозе / микроэссеистике Александра Чанцева и их смысловые последствия

Ольга Балла-Гертман

Неявные ритмы / предритмия во фрагментарной прозе / микропрозе / микроэссеистике Александра Чанцева и их смысловые последствия

 

В качестве предмета исследования – так сказать, экспериментального образца – взят текст Александра Чанцева «Магнезия», опубликованный в ноябре прошлого года в электронном литературном журнале «Дегуста»[1].

Жанровая его принадлежность самим автором определена как рассказ, хотя на самом деле текст составлен из небольших абзацев-фрагментов, отчётливо тяготеющих к самодостаточности – по видимости разнотематических, но работающих  на одну, общую смысловую тягу, объёмом от одного до нескольких предложений. Друг от друга эти элементы отбиваются пробелами.

(Не будь эти абзацы собраны в большое текстовое единство, можно было бы говорить о микропрозе или, скорее, о микроэссеистике. Не будь каждый абзац в значительной мере самодстаточен, можно было бы уверенно говорить об этой проза как о фрагментарной. Но она цельная. Автор этих строк пока в поисках подходящего термина.)

Если понять их как части цельного текста – а в качестве таковых они и заявлены – то можно сказать, что текст на разных своих участках то расширяется, то сужается, и процесс этой пульсации не произволен, но подчинён некоторому ритму или, что, может быть, точнее, — предритмическому состоянию. Условно, в рабочем порядке, обозначим его как Ритм (Предритмие) А.

На ритм этих колебаний объёма накладывается второй ритм, который можно в рабочем порядке обозначить как чередование отступлений внимания повествователя вглубь / выступаний его наружу, — переключение его с внутренних событий и обстоятельств на внешние и обратно. Обозначим его как Ритм (Предритмие В).

Слово «предритмие» (неоформившийся, скорее возможный, чем осуществившийся, но уже наметившийся ритм) вводится если не в качестве полноценного термина, то в качестве рабочего инструмента.

 

Итак, исходная гипотеза автора этого разыскания состоит в том, что:

 

(а) деление текстов чанцевского типа на тяготеющие к самодостаточности фрагменты, на вдохи-выдохи, на слова и паузы не произвольно, ему свойственна некоторая ритмичность (по крайней мере предритмичность), а то и не одна;

(б) Существуя в пределах одного текстового единства и накладываясь друг на друга, ритмы текста между собою взаимодействуют;

(в) это взаимодействие работает на некоторые смысловые результаты, и это возможно проследить.

[1] https://degysta.ru/menju-2022/menju-03-2022/aleksandr-chantsev-magneziya/

 

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...